Кафедра гуманитарных дисциплин

Кадровый состав

      На кафедре гуманитарных наук работает 17 педагогов. Все педагоги имеют высшее образование. Среди них  5 - учителя обществоведческих наук , 12 - учителя русского языка и литературы.

Комогорцева Дина Сергеевна - руководитель структурного подразделения, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Окончила ИГУ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1971году. Стаж работы учителем – 50 лет.

Синюшкина Наталья Иннокентьевна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Окончила ИГПИ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1977 году. Стаж работы учителем – 35 лет.

Метелкин Сергей Владимирович – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Окончил ИГУ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1988 году. Стаж работы учителем – 27 лет.

Воронцова Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Окончила Омский государственный педагогический институт, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1983 году. Стаж работы учителем – 28 лет.

Лобова Екатерина Ивановна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГУ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1985 году. Стаж работы учителем – 28 лет.

Мальцева Ольга Станиславовна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГПИ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1982 году. Стаж работы учителем – 27 лет 

Самойлова Зульфия Ахатовна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГПИ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1989 году. Стаж работы учителем – 23 года.

Нижникова Инна Анатольевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила Читинский педагогический институт, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1994 году. Стаж работы учителем – 20 лет.

Ваабель Алена Иннокентьевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГПИ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1994 году. Стаж работы учителем – 11 лет.

Дроздова Наталья Валерьевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГУ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 2006 году. Стаж работы учителем – 12 лет.

Карсакова Елена Геннадьевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГУ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1994 году. Стаж работы учителем – 18 лет.

Ильина Татьяна Алексеевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Окончила ИГПИ, филологический факультет по специальности  учитель русского языка и литературы в 1987 году. Стаж работы учителем – 25 лет.

Вилисова Оксана Юрьевна - учитель истории первой квалификационной категории. Окончила  ИГУ, исторический факультет в 1987 году. Стаж работы – 25 лет.

Григорьева Ольга Валерьевна - учитель истории первой квалификационной категории. Окончила  ИГПИ, исторический факультет в 2000 году. Стаж работы – 16 лет.

Фокина Светлана Алексеевна - учитель истории первой квалификационной категории. Окончила  ИГПИ, исторический факультет в 2001 году. Стаж работы – 12 лет.

Домнина Оксана Николаевна - учитель истории первой квалификационной категории. Окончила  ИГУ, исторический факультет в 2002 году. Стаж работы – 11 лет.

Организация образовательной деятельности кафедры гуманитарных наук

Опытно-экспериментальная деятельность. Основные идеи, направления экспериментальной деятельности

   Направление деятельности экспериментальной площадки – поиск наиболее эффективных путей формирования ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения, через новые подходы к структурированию учебного материала и его изучения, через систему межпредметных и внутрипредметных связей и концептного подхода, через изменение и внедрение активных развивающих технологий. Данная концепция реализует идеи системности, перспективности, поэтапности, преемственности и интеграции и должна способствовать:

  • развитию коммуникативной и культуроведческой компетентностей обучающихся;
  • формированию представления обучающихся об историко-литературном и языковом процессе, как о динамическом, поступательно развивающемся и внутренне взаимосвязанном феномене;
  • совершенствованию сопоставительно-аналитических умений старше-классников, а также навыков многоаспектного обобщения учебного материала на завершающем этапе школьного образования.

Характеристика этапа эксперимента

Эксперимент находится на формирующем этапе активного внедрения и развития модели развивающего поликультурного гуманитарного образовательного пространства.

Конструктивно-внедренческий этап опытно-экспериментальной работы предусматривает:

  • постепенное наполнение учебно-воспитательного процесса поликультурным содержанием;
  • создание действенной модели поликультурного развивающего гуманитарного образовательного пространства;
  • выстраивание целостной системы культурного и творческого развития школьников.

 

Логика реализации задач и содержания ОЭР. Промежуточные результаты

 

Направления

Содержание

Промежуточные результаты

I.Обновление содержания гуманитарного образования.

1.Разработка, апробация, опытная проверка курса «Азбука политологии».

Завершена разработка спецкурса, готовится представление на регистрацию в экспертный совет.

2.Разработка, апробация, опытная проверка рабочей программы углублённого изучения литературы в 5-6-7 кл.

Создана система учебной деятельности, направленной на реализацию концептного подхода, обогащающих форм обучения; готовится представление в экспертный совет  на регистрацию программы углублённого изучения литературы в 5 – 8 классах.

3.Разработка и апробация курсов дополнительного образования, решающих проблемы интеграции.

Реализуется сквозной курс русской словесности с 5 по 11 класс.

Спецкурс «Основы поэтики» в 10 – 11 кл.

4.Разработка и апробация элективного курса предпрофильной подготовки по литературе, направленного на фасилитационное формирование личности в группе.

Выстроены содержательные линии курса. Создаются сценарии групповой продуктивной познавательной деятельности учащихся, способствующей наиболее полному раскрытию потенциала школьника.

II.Внедрение современных образовательных технологий гуманитарного образования.

1.Разработка и внедрение технологий проектирования индивидуализированного пространства.

Выстроена система проектно-исследовательской деятельности.

2.Разработка и внедрение проектных технологий.

Произведена классификация учебных, творческих проектов по содержанию, форме и уровням.

Готово к печати методическое пособие «Система проектно-исследовательской деятельности в контексте программы эксперимента».

III.Диагностика.

Разработка системы критериев и показателей оценки результативности гуманитарного образования в аспекте основных направлений Программы эксперимента.

Разработан, усовершенствован и систематизирован инструментарий по диагностике литературного и исторического развития.

Создан пакет диагностирующих материалов.

Представление опыта и результатов эксперимента

Тема

Учитель

Уровень

1

Методы работы по созданию алгоритма орфограммы О-Ё после шипящих

Белых Е. В.

Школьный

 

Работа творческой группы  «Организация учебной деятельности средствами проблемно-диалоговой технологии».

 

Открытые уроки

2

Литературная сказка. Проблемы истинной и ложной красоты в «Сказке о мёртвой царевне...»

Ильина Т. А.

3

Нравственная красота и душевная стойкость в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».Методика анализа эпизода.

Нижникова И. А.

4

Методы и приёмы создания проблемной ситуации. Винительный падеж.

Карсакова Е. Г.

5

Методы и приёмы организации учебной деятельности в группах.

 Н. В. Гоголь. Сказочное  в повести «Ночь перед Рождеством»

Карсакова Е. Г.

6

 «Стратегии чтения и работа с текстом»

Григорьева О. В. Карсакова Е. Г.

Комогорцева Д. С.

Дроздова Н. В.

Ильина Т. А.

Школьный

 Мастер – класс для учителей гимназии

8

«Синтез литературы и кино как средство развития творческих способностей учащихся».

 

Методика проведения коллоквиума «Сопоставительный анализ романов Л. Толстого «Война и мир» и М. Шолохова «Тихий Дон» (жанр романа-эпопеи)».

 

Учебный проект как средство самореализации учащихся

Мальцева О. С.

 

 

 

Синюшкина Н. И.

 

 

 

 

Самойлова З. А.

Фокина С. А.

Воронцова В. М.

Школьный. Выступления на заседаниях кафедры

1

«Организация научной и проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования познавательной культуры школьника»

Комогорцева Д. С.

 

Муниципальный форум «Лидер в образовании»

1

«Организация поликультурного образовательного пространства, обеспечивающего условия для развития и самореализации школьников»

Комогорцева Д. С.

«Формирование социокультурного пространства на уроках литературы».

Организация семинара для учителей русского языка и литературы Иркутской обл.

2

 «Стратегии чтения и работа с текстом.

 (Опыт создания программы)»

Комогорцева Д. С.

Региональный семинар «Подходы к проектированию междисциплинарных программ»

3

«Применение диалоговой технологии на уроках истории согласно градации познавательной активности обучающихся».

Григорьева О. В.

Региональный.  НПК «Диалог культур».

4

Литературное развитие средствами проблемно-диалогического обучения.

Карсакова Е. Г.

 

Региональный.  НПК «Гуманно-личностная педагогика».

 

5

Реализация внутрипредметных связей  на уроках русского языка и литературе.

Открытый урок «Образ цветка в фольклоре и литературе»

Карсакова Е. Г.

 

Региональный. Конкурс в рамках НПК.

 

6

 «Изучение истории малой родины как один из аспектов проектно-исследовательской деятельности».

Григорьева О. В.

Региональный. Научно-методическая конференция.

7

«Культурологический аспект в изучении факультативного курса «История Сибири»

Григорьева О. В.

Региональный. Конкурс методических разработок.

8

«Развитие познавательной активности обучающихся средствами диалоговых технологий»

Григорьева О. В.

Региональный. Семинар в ИПКРО«История и обществознание в XXI веке как концептуально-содержательное обновление».

9

 «Современная модель учителя и ученика в рамках ФГОС»

Григорьева О. В.

Региональный. НПК ««Гуманно-личностная педагогика».

 

10

Открытый урок «Древний Рим (культурологический аспект преподавания истории)»

Григорьева О. В.

Региональный форум. Стажёрская площадка для молодых специалистов

11

Разработка междисциплинарного проекта «Культура Иркутска. XIX век»

Комогорцева Д. С.

Григорьева О. В.

Метёлкин С. В.

Всероссийский. Конкурс МГИА КЛИО, диплом 1-й степени

Эффективность опытно-экспериментальной работы

Критерии эффективности ОЭР на кафедре гуманитарных наук объединены в две группы.

Первая группа «Критерии качества гуманитарного образования»:

  • сформированность ключевых компетенций
  • реальный уровень литературного развития
  • объём учебно-исследовательских работ.

Вторая группа «Критерии качества научно-педагогической и опытно-экспериментальной продукции, разрабатываемой на кафедре»:

  • актуальность тематики уроков, разработанных педагогами
  • научная и теоретическая значимость исследовательских и опытно-экспериментальных результатов
  • характер и уровень презентации педагогическому сообществу исследовательских и опытно-экспериментальных результатов.

  Согласно принятым критериям динамика эффективности ОЭР за отчётный период является положительной.

  Оценка эффективности ОЭР по второй группе критериев позволяет признать положительным качество научно-педагогической и опытно-экспериментальной продукции, разрабатываемой на кафедре. Готовятся к печати методические пособия по проблемам, разрабатываемым в эксперименте.

Презентация результатов ОЭР кафедры осуществлялась на НПК, «круглых столах», методических семинарах как городского, так и областного уровня.

  Растёт уровень методической активности и профессионального мастерства учителя.  Так в 2012-2013 учебном году 4 учителя кафедры стали победителями педагогических конкурсов,1 учитель учится в аспирантуре.

  Всё вышесказанное позволяет утверждать, что опытно-экспериментальная деятельность на кафедре носит положительный характер.

Авторские разработки

№п/п

Программы

Авторы

1

Азбука политики

Вилисова О.Ю.

2

Проба пера

Метелкини С.В.

3

Основы поэтики

Комогорцева Д.С.

4

Зарубежная литература

Березина  Н.А.

5

Азбука журналистики

Комогорцева Д.С. Самойлова  З.А.

6

Мир в  XX веке

Григорьева  О.В.

7

Основы научного исследования

Казанцева Н.В. Комогорцева Д.С.

8

Азбука журналистики или шесть ступенек к творчеству

Метелкин С.В.

9

Проба пера

Самойлова З.А.

10

Основы смыслового чтения

Комогорцева Д.С.

11

Капризы союза КАК

Воронцова  В.М.

12

Как лучше сказать?

Самойлова З.А.

13

История российских сословий

Домнина О.Н.

14

История Сибири

Домнина О.Н.

Результаты исследовательской и творческой деятельности учащихся  

 

Результат

                                            Творческие конкурсы

Всероссийские

Региональные

Муниципаль

ные

Всего

I    место

2

 

 

2

II  место

2

 

1

3

III место

 

 

 

 

призер в номинации лауреаты

5

 

1

6

Всего

9

 

2

11

 

 

 

 

 

Результат

                Всероссийский  молодежные чемпионаты –заочные конкурсы

Всероссийские

Региональные

Муниципаль

ные

Всего

I    место

 

 

6

6

II  место

6

1

11

18

III место

7

2

7

16

Лауреат

6

 

 

6

Всего

19

3

24

46

Результат

Международная олимпиада по основам наук

 

   Заочный  тур

                      Очный тур

Всего

 

 

Высшая лига

Премьер лига

 

I    место

 

 

 

 

II  место

 

 

 

 

III место

 

3

 

 

Всего

 

 

3

 

3

Результат

Олимпиады

Всего

Всероссийские телекоммуникационные проекты

«Познание и творчество»

Всерос-сийская 

Регио-нальные

Муници-пальные

I    место

 

1

3

4

1

II  место

 

4

23

27

2

III место

 

1

 

1

3

IV место

 

 

 

 

12

Всего

 

6

26

32

18

Результат

Научно-практические конференции

Всего

Региональные

Муниципальные

I    место

 

1

1

II  место

1

 

1

III место

2

 

2

Всего

3

1

4

Результат

В целом по конкурсам от  Всероссийского до муниципального уровня

Всероссийские

Межрегиональные

Региональные

 

Муниципальные

Всего

 

очные

заочные

 

 

очные

заочные

 

I    место

 

3

 

 1

4

 6

14

II  место

 

11

 

5

24

11

51

III место

3

12

 

3

 

7

25

Лауреат

1

23

 

 

 

 

24

Всего

4

49

 

9

28

24

114

Осуществление связи между основным и дополнительным образованием

С целью реализации прав школьника на собственное содержание образования, обеспечения деятельностного включения ученика в изменяющуюся культуру три года назад была организована Школа творчества, деятельность которой строится так, что она является продолжением уроков: урочная и внеурочная работа взаимообогащают друг друга.

В Школе творчества работают студия «Мост», школьная газета «Большая перемена»,  поэтический клуб  «Проба пера», осуществляется исследовательская и проектная деятельность.

Второй год на кафедре реализуется творческий проект «Мир фантазии и фантастики» в 5-8 классах. Работа в творческом проекте обогащает школьника новыми знаниями, пробуждает и укрепляет интерес к познавательной деятельности. Интересные творческие проекты были представлены на параллели 5-х классов (Руководитель творческой группы – Дроздова Н.В, учителя – Мальцева О.С, Метелкин С.В, Нижникова И.А), 8 - классов (Руководитель творческой группы – Карсакова Е.Г, учителя – Метелкин С.В, Лобова Е.И).

   Проведение школьной акции «Уроки граждановедения», способствует формированию представлений и углублению знаний о Конституции, Декларации прав ребенка, становлению гражданской позиции (автор и организатор Вилисова О.Ю).

 

    Плодотворно работает телестудия «Мост» (Руководитель  - Мальцева О.С). Обучающиеся активно участвуют в конкурсах разного уровня.

        В 2009-2010 учебном году введена новая традиция: ежегодно в апреле-мае проводить мероприятия, посвященные событиям Великой Отечественной войны с целью патриотического воспитания, становления гражданской позиции. В реализации планов празднования 65-летия Великой победы активное участие приняли все учителя. Были проведены уроки внеклассного чтения, организованы просмотры кинофильмов, творческие конкурсы.

                Духовно-нравственное воспитание на основе изучения культурного наследия Сибири осуществляется в литературно-краеведческом кружке «Сибирячок» под руководством Н.А.Березиной.

                Синюшкина Н.И  руководит внеклассным чтением обучающихся 9-10 классов. Тесная связь с ЦБ, литературные игры, читательские конференции, диспуты – основа работы клуба «Подснежник».

Памятка для родителей "Школа будущих первоклассников"
памятка для родителей.docx
Microsoft Word документ 11.8 KB
Матрица ШИК
Матрица+ШИК.xlsx
Microsoft Excel таблица 66.0 KB
Правила приема
Правила приема.rar
Заархивированные данные 2.9 MB
Правила приема в профильные классы МБОУ "Гимназия № 8"
Правила приема в профильные классы МБОУ
Adobe Acrobat документ 786.0 KB
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога.doc
Microsoft Word документ 203.0 KB

Погода

GISMETEO: Погода по г.Ангарск